Эмоциональные проблемы детей и подростков

Эмоциональные проблемы детей и подростков

Эмоциональные проблемы детей и подростков

Эмоции – это реакция человека на всё, что происходит вокруг него. У детей это информация для окружающих, позволяющая понять, как чувствует себя ребёнок.

В младшем возрасте ребёнок испытывает примитивные эмоции. С возрастом постепенно приходит к сложным и выражает их с помощью невербальных средств. С взрослением зачастую приходит и нежелание выражать чувства, контроль и сдерживание эмоций, подчинение их рассудку. Но нарушения эмоционального спектра всё больше растёт в наше время.

Эмоциональные нарушения – это нарушения, которые не позволяют ребёнку адекватно воспринимать мир, формировать свою позицию, модель отношений с миром. Такие проблемы возникают обычно на фоне личностных конфликтов ребёнка.

К причинам возникновения эмоциональных проблем у детей относят:

  • конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов);
  • негативный опыт взаимодействия ребенка с социальным окружением: отрицательные оценки со стороны взрослых; неблагоприятное отношение родителей к ребёнку (гипер- и гипоопека, агрессия, сверхтребовательность и пр.); плохие отношения со сверстниками; семейные конфликты.

Эмоциональные проблемы детей и подростков Эмоциональные проблемы детей и подростков Эмоциональные проблемы детей и подростков

Проявления эмоциональных проблем и пути их решения:

  • Повышенная тревожность у детей – это склонность испытывать опасение и беспокойство даже без причин. Чувство страха при такой проблеме становится постоянным спутником ребёнка, реакцией на любые ситуации. Такой ребёнок подавлен, осторожен, настроен враждебно. Причины повышенной тревожности: тревожная атмосфера в семье; недостаток информации; тревожные родители, контролирующие своего ребёнка и требующие от него очень много; следствие конфликтов, вызванных неадекватными, противоречивыми или негативными требованиями. Что делать? Ребёнку поможет работа с психологом, групповые психокоррекционные занятия;
  • Агрессия – это модель поведения ребёнка, выражающаяся в активности, направленной на причинение вреда себе или окружающим. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, угрозами и другими действиями и эмоциями, несущими негатив. Причины такого поведения: эмоциональное напряжение; неумение выражать негативные эмоции словами; недостаток внимания; желание получить что-либо, показать сверстникам свою силу. Всё это объясняется: проблемами в семье (агрессия, жестокость, насилие, конфликты, безразличие); личностными особенностями (неустойчивый эмоциональный фон, неуравновешенный тип ЦНС); социально-биологическими факторами (выбор модели поведения в зависимости от пола, роли, социального положения); ситуацией (внешние неблагоприятные события). Что поможет? Работа с психологом, в более тяжёлых случаях – с психиатром;
  • Детские капризы, истерики и непослушание – это лишь реакция ребёнка на внешнюю ситуацию. Такая модель поведения может быть вызвана следующими причинами: психосоматическое расстройство; нарушенный тип воспитания (всё разрешено/запрещено или сочетание обоих типов от разных членов семьи); негативная атмосфера в семье; нежелание ребёнка что-либо делать; желание получить что-либо. Что делать родителям? Учите ребёнка выражать свои эмоции словами; сведите систему воспитания к единой модели со стороны всех членов семьи; дайте понять ребёнку, что Вас сильно огорчает такое его поведение; не реагируйте стереотипным образом; измените своё поведение, возможно ребёнок отзеркаливает Вас; уделите внимание ребёнку или наоборот уменьшите его, если причина такого поведения в этом. В случае, если с таким поведением не получается справиться самостоятельно, обратитесь к психологу;
  • Детская ложь – это способ ребёнка приспособиться к жизни. Главная причина лжи – недоверие окружающему миру. Следствием этого может стать фантазирование, создание более привлекательной реальности в своей голове. Причины лжи: излишняя требовательность к ребёнку; страх наказания, запреты на всё. Что делать родителям? Постарайтесь улучшить взаимоотношения с ребёнком. Не срывайтесь на него, не выискивайте ложь, выражайте свой интерес и доверие ребёнку, выражайте так же и свою озабоченность, беспокойство, дайте ответственность ребёнку за его действия; предъявляйте к нему разумные требования; не лгите сами.
  • Заниженная самооценка у ребёнка – это неадекватное восприятие себя, неуверенность в себе. Причины: низкая оценка окружающих; недостаток любви, внимания, ласки; критика со стороны взрослых; излишняя требовательность; ситуация, когда ребёнок что-то всегда должен; болезни, подрывающие уверенность в себе ребёнка. Ребёнок, склонный остро воспринимать слова окружающих, подвержен занижению своей личности. Такой ребёнок часто пытается всем понравиться и сделать всё в угоду окружающим с ущербом для себя. Как помочь? Покажите ребёнку своё уважение и поддержку; признавайте его заслуги; не критикуйте саму личность ребёнка; хвалите; помогайте в реализации и научите говорить людям «нет». Если помочь ребёнку повысить самооценку самостоятельно у Вас не получается, обратитесь к психологу.

Эмоциональные проблемы детей и подростков

Эмоциональные проблемы детей и подростков – это частое явление, которое можно определить по их поведению. Главное – вовремя отреагировать на изменения поведения ребёнка и помочь ему справиться с внутренними переживаниями. Обращение к психологу в таком случае – лучший вариант.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку cookie и иных пользовательских данных, указанных в политике конфиденциальности и необходимых для функционирования сайта.
Центр остеопатической практики "Точка опоры", 2019
109147, г. Москва,
ул. Воронцовская д. 27/35 строение 1
Схема проезда